Педагогам о музыке

07.11.2025

О МУЗЫКЕ ПЕДАГОГАМ

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ

по образовательной области «Музыка»

ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ ДОЛЖЕН:

  • рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
  • предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
  • отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
  • познакомить с положениями смотра-конкурса.
  

Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:

 

 

Музыкальный руководитель

Воспитатель

1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе.

1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ.

2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений).

3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.)

3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия.

4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников.

4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.

5. Отсутствует система работы с семьей.

 
 

 

Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:

·         осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;

·         знать свои профессиональные функции и познакомить с ними воспитателей; 

·         проанализировать свою работу с воспитателями;

·         провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников;

·         планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;

·         совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;

·         проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;

·         активно участвовать в методической работе ДОУ.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

  • разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
  • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
  • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
  • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
  • составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
  • взаимодействие с методической службой ДОУ.

В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.

 

Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.

АНКЕТА

для воспитателей

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ»

  

1. В чем проявляются музыкальные потребности детей в вашей группе? 
а).В игре. 
б).В самостоятельной музыкальной деятельности. 
в).Не проявляются совсем. 
г).Другое. 
2. Какие виды музыкальной деятельности дети предпочитают остальным? 
а).Слушание. 
б).Пение. 
в). Музыкально-ритмические движения. 
г). Игру на детских музыкальных инструментах. 
д). Музыкально-дидактические игры. 
3. Как проявляется интерес к музыкальному репертуару? 
а).Не проявляется совсем. 
б).Есть любимые песни, которые поют самостоятельно. 
в).Другое. 
4. В каком виде музыкальной деятельности лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности? 
а).В пении. 
б).В музыкальных играх. 
в).В танцах. 
г).При инсценировании песен. 
д).Другое. 
5. Проявляются ли музыкально-познавательные способности детей в вашей группе? 
а).Не замечала. 
б).В высказываниях о характере музыки. 
в).Проводят аналогию между жизненными и музыкальными явлениями. 

г).Другое.



Советы воспитателям при организации и проведении праздников 

 Воспитатель – активный организатор и участник праздника!  Воспитатели групп не только знакомятся со сценарием праздника, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д. Для каждого ребенка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но роль в сценарии: будь-то крохотная роль или стихотворение. Стихи к празднику разучиваются заранее! Они должны звучать четко и выразительно.  Весь песенный и танцевальный материал закрепляется не только на музыкальных занятиях, но и в свободное время. Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости. В уголке для родителей помещаются приглашения (могут быть выполнены с участием детей), поздравления, теплые пожелания, советы, как провести праздничный день с ребенком, какие книги ему читать на данную тематику, какие стихи выучить, какие подарки самоделки приготовить вместе с детьми для родных и близких и т.д. Рядом можно разместить выставку детских работ: рисунки, поделки из природного материала и т.д. Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.  Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике. Будьте готовы к тому, что на вас будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников ваших воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников детского сада. Поэтому основной вашей задачей является тщательная подготовка. Для любого воспитателя – роль ведущего подобна экзамену, и на нѐм нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова.Во время праздника, вас будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности еѐ оформления. Не оставляйте без внимания и ваш внешний вид. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлѐпки». В младшей группе ведущий постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях. В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т.п. Дети младшего дошкольного возраста во многом самостоятельны, у них уже есть некоторый опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого; пляски и игры проводятся по показу, песни они поют вместе с воспитателем.Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Перед утренником вы должны разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков. На утреннике держитесь свободно, естественно. Говорите достаточно громко, отчетливо и выразительно. Оживляйте речь уместной шуткой, вопросами к детям, гостям. Будьте находчивой! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях – не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию.Научитесь организованно заканчивать праздник! Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником), попрощайтесь с ними, предложите детям выйти из зала организованно. Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Вы так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный вам участок работы. Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всѐ проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр. Во время проведения утренника внимательно следите, как ребята воспринимают выступления, готовьте атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевайте детей, помогайте им, если это необходимо, при проведении игры. Пойте и, по необходимости, танцуйте вместе с детьми. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми). Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр. Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремится закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Родители – желанные гости на празднике. Музыкальный руководитель или, выделенный ему в помощь воспитатель, приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.


   «Фоновая музыка в жизни детского сада».

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.

Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.

музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;

• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют

только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.

Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Примерный репертуар фоновой музыки.

( для детей старшего дошкольного возраста)

Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)

Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».

Организующая (способствующая концентрации внимания при орга низованной деятельности) И.С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную

деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребёнка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на музыкальных инструментах.

Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждёт этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передаётся его настроение.

Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми младшего дошкольного возраста исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поёт и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальным игрушкам и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, различать детские музыкальные (барабан, бубен, погремушку).

В средней и старшей группах воспитатель вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами – металлофоном, треугольником и др. при этом обязательно исполняет мелодию с ребёнком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребёнку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идёт её закрепление.

В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создаёт доброжелательную, непринуждённую атмосферу.

Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие и тем и другим.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.

Как сделать детский праздник интересным и запоминающимся?

Самая главная задача праздника – доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения.

К сожалению, часто мы видим, как после окончания праздника выходят уставшие воспитатели (они клеили накануне декорации и репетировали с детьми, учили сценарий) и дети (они тоже долго репетировали накануне). Праздник тянулся очень долго и все устали. Пора покончить с напрасной тратой сил и эмоций. Лучше сберечь всё это для самого праздника, поставить перед собой цель сделать праздник настоящим! Для этого можно воспользоваться следующими рекомендациями:

§ придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);

§ планировать праздники в конце предыдущего года;

§ собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать всё одному);

§ обсуждать праздник по-деловому;

§ собирать репертуар для выступлений (список номеров) из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив одно – два новых;

§ не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми (дети, как правило, на массовых праздниках в хороводах действуют по показу – даже старшие всё равно отвлекаются, если в зале полно гостей);

§ стараться как можно тщательнее готовить именно взрослых! Они должны учить все движения, которые будут в играх, песнях, танцах-хороводах. Их движения на празднике должны быть упреждающими! Это означает, что воспитатель заранее слышит, что данное музыкальное построение заканчивается, и чуть раньше, чем начинается следующее, меняет движения в танце или хороводе, чтобы дети, глядя на него, могли следовать вовремя за ним;

§ применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения (например, в новогодний праздник, когда всем детям хочется почитать стихи Снегурочке и Деду Морозу, а это не укладывается в сценарий утренника, можно отдельно собрать детей у ёлки в другое время и удовлетворить их желание);

§ работать с родителями, чтобы они прониклись общими идеями подготовки и проведения праздника;

§ дети должны показывать на празднике не отчёт о своей работе и работе музыкального руководителя (то есть пресловутую «чистоту движений»), а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастными к празднуемому событию;

§ ведущий на празднике – главный герой. Эта роль самая ответственная, так как ведущий в этом случае уподобляется режиссёру: всё должно «гореть» у него в руках. Он должен следить, чтобы не было заминок, он «вытягивает» самые сложные ситуации (вдруг актёр забыл слова); он создаёт атмосферу праздника (вялый ведущий – праздника нет, не спасёт самый чудесный сценарий). Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, подытоживает сделанное, завершает праздник с особым настроением. По нему всем видно – праздник удался!

В осуществлении праздника есть три момента: подготовка, проведение и проводы. Все они очень важны для успеха.

На подготовительном этапе происходит самое основное – создание мотивации праздника. Праздник от занавеса и до развязки «должен быть сделан руками детей», тогда только он окажет на них нужное воздействие. Дети могут с помощью педагога объединяться в творческие группы – «декораторов», рисующих декорации, «костюмеров», делающих элементы костюмов, «музыкантов», продумывающих музыкальное оформление праздника. Таких групп можно придумать ещё не одну, главное вовлечь всех без исключения детей в атмосферу подготовки и ожидания события.

На втором этапе собственно проведения праздника надо создать празднично торжественную атмосферу перед самым его началом. Попросить родителей привести в группу в этот день детей заранее, чтобы они не спешили, могли вовремя переодеться, вспомнить свои роли, полюбоваться на себя в зеркало, обсудить последние детали выступления. В этот праздничный день родители и воспитатели должны щадить своих детей, не давать им лишней нагрузки, после праздника сразу предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя тем самым нервную систему детей от перевозбуждения. Воспитатель, который поведёт детей в зал, должен перед выходом настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросить кратко их мнение.

На заключительном этапе, который называется «проводы праздника», педагоги прослеживают степень усвоения праздника детьми: какое мнение о празднике у них было сразу после его окончания и через несколько дней; ведут ли дети разговоры между собой на тему прошедшего праздника; насколько информированы родители о празднике и каково их мнение; разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника. Педагоги делают выводы о том, насколько эффективно было задействовано участие детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы в дальнейшем проведении подобных праздников открылись перед педагогическим коллективом.

Праздники – это многогранное явление. они способствуют объединению участников в один большой коллектив, созданию взросло-детской общности.

«Музыкальная предметно-развивающая среда в группах детского сада»

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке желательно изготовить "пирамидки» и «кубы».Хочу такой сайт

Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона и оклеены самоклеющейся цветной бумагой, на одной грани вырезано отверстие, внутри пирамидки находятся шумовые инструменты (маракасики, деревянные палочки и т.п.), а на гранях наклеены пластмассовые крючки, на которых держатся: маленький металлофон, колокольчики, бубенцы, бубен и т.п. Музыкальные кубы изготавливаются аналогично.

Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.).

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2. Разнообразие оборудования. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5. Возможность переноса оборудования в другие места.

6. Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

7. Удобное расположение музыкального уголка или музыкально-театральной зоны.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

• с одним фиксированным звуком (дудки):

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

Можно даже оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (детские песни, народная и классическая музыка, голоса птиц и животных, шумы природных явлений и воды, русские народные сказки и сказки мира). Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка.

Сейчас очень модно изготавливать самодельные музыкальные инструменты и всевозможного бросового материала. Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также можно оформить музыкальный уголок в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик, можно в виде елочки с игрушками, и т.д.

Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.

5. В музыкальном уголке должны быть театры:

Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу. Виды театров:

ü Театр картинок (Фланелеграф)

ü Пальчиковый театр

ü Кукольный театр

С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.

Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т.д.)

Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними

работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

• куклы-неваляшки;

• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

• атрибуты к музыкальным подвижным играм;

• флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

• ширма настольная с перчаточными игрушками;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей;

• поющие и двигающиеся игрушки;

• музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

• металлофон;

• шумовые инструменты дтя детского оркестра;

• книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

• фланелеграф или магнитная доска;

• музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

• атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

• музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

• ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты

танцевальным импровизациям но сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

• музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

• музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

• портреты композиторов;

• иллюстрации из «Музыкального букваря»;

• музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;

• атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

• ширмы: настольная и ширма по росту детей;

• музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

• разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

• атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

• музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

• портреты композиторов;

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

• альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

• набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

• музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».