Родителям
24.11.2023
СОВЕТЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

«ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА»
Часто случается так, что родители, одержимые идеей развить свое чадо во всех направлениях, отдают своего малыша в музыкальную школу, причем чаще всего не задумываясь о том, чем ребенок будет там заниматься, на чем играть. Такие заботливые родители, как правило, не спрашивают у ребенка, хочет ли он вообще заниматься музыкой, а если уж он все же желает, то не все ли ему равно на каком инструменте играть, верно? Он ведь еще малютка, что он может знать и понимать в своей собственной жизни? Эта статья обращена к адекватным, мудрым и понимающим родителям. Советую вам, дорогие читатели, очень серьезно и внимательно отнестись к предпочтениям и желаниям вашего ребенка и выбору инструмента для него.
Выбор увлечения для своего ребенка – это, прежде всего выбор занятия времени с пользой и удовольствием. Это должно быть именно увлечением, тем, что нравится вашему чаду. Постарайтесь сначала выявить у ребенка желание обучаться в музыкальной школе. Беседуйте с ним, объясняйте. Говорите о плюсах больше, чем о минусах. Перед ребенком вы можете открывать бесчисленное множество перспектив, но большую их часть он просто пропустит мимо ушей. Малышу нужна мечта, как и каждому из нас в детстве: мальчики хотели стать пожарниками, космонавтами и принцами, девочки – певицами, моделями и кинозвездами.
Предоставьте этот выбор ребенку, однако направляйте его в нужное русло: рассказывайте о знаменитых музыкантах, часто слушайте вместе музыкальные произведения. Это не обязательно должна быть классика: это может быть и джаз, и рок-н-ролл, и французский шансон. На этом этапе вам важно создать у ребенка положительный образ музыканта, заразить его желанием учиться этому. Возможно, у него даже появится первый музыкальный кумир.
Кроме того, многие родители, участвующие в музыкальном развитии ребенка, нередко сами увлекаются этим.
Если вы решились записать ребенка в музыкальную школу, вам следует придти на собеседование с преподавателями и администрацией. Вашего ребенка попросят выполнить несколько простых действий, чтобы преподаватели смогли определить, есть ли у малыша слух и чувство ритма, иначе – потенциал.
Не уходите от физических данных вашего отпрыска, так как они очень важны в выборе инструмента. Вряд ли худенький невысокий мальчик будет с охотой посещать занятия, где он будет пытаться играть на тубе, весящей, к слову, очень внушительно, да и дыхательный аппарат ребенка вряд ли будет готов к таким нагрузкам. Если ваш ребенок страдает нарушением координации, астмой или иными заболеваниями, следует проконсультироваться с преподавателями – они подскажут вам инструмент, занятия которым способны улучшить состояние вашего чада, а то и вовсе избавить его это недуга.
Если вы хотите максимально развить слух у малыша, предпочтение стоит отдавать скрипке: на ней нет ладов, то есть нет четко обозначенных внешне границ того или иного звука. Также при игре на скрипке развивается осязание и зрение. Если ребенок отдает предпочтение другому инструменту, вам следует позаботиться о занятиях пением (часто для этого хватает уроков сольфеджио, обязательных в большинстве музыкальных школ).
Ни в коем случае не напирайте на ребенка!
Каким бы взрослым и опытным вы ни были, это начало его жизни, и ему её жить.
Помните, что опрометчивый выбор рода занятий для вашего ребенка, а также настойчивое и даже жестоко-серьезное отношение к этому могут вызвать у него отвращение к занятиям. Такое «хобби из-под палки» может повлечь за собой множество семейных конфликтов, ухудшение понимания и семейной атмосферы. Будьте чуткими!
ДЕТИ И МУЗЫКА: СЛУШАТЬ ИЛИ НЕТ? ВОТ В ЧЕМ ЗАГВОЗДКА!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ
Добро пожаловать на детский праздник к нам!
И с правилами ознакомиться мы предлагаем вам.
Мы в детском саду рады видеть всех!
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
Ещё хотим, друзья вам предложить -
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!
Если ваш ребенок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники.
И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребенок красивый, умный, талантливый, сообразительный!
А чтобы и вы, и ребенок не испытали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.
Готовьтесь к утреннику!!!
Если в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребенка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьезных финансовых трат).
Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребенка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно.
Воспитание ребенка — процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие как работники детского учреждения, так и родители.
Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны.
Приходите на праздники в детский сад!!!
Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребенка!
Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поет.
Ребенок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек.
Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка, ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру — попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.
Не обесценивайте старания вашего ребенка!!!
Для ребенка утренник — это серьезное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый!
И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе.
Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый — по-своему.
Придерживайтесь правил!!!
1. Детский сад — это учреждение с определенными правилами.
2. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду.
3. Это делается для удобства и поддержания чистоты.
4. Приходите на праздник вовремя.
5. Не заставляйте Вас ждать и задерживать общий праздник.
6. Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно.
Участвуйте в празднике!!!
Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность.
Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры.
Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство».
Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!

КАК ОДЕТЬ РЕБЕНКА НА ПРАЗДНИК?
Праздники в детском саду - это не только радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети, но и важное средство художественного воспитания, которое формирует вкус детей, способствует развитию чувства прекрасного.
Поэтому на праздники рекомендуем приходить в нарядной праздничной одежде, аккуратно причесанными и с хорошим настроением. В зависимости от сценария детям выдаются костюмы или элементы костюмов.
Мальчикам на праздничном утреннике потребуется – белая рубашка, черные брюки, галстук или «бабочка». Ещё можно надеть по желанию нарядную жилетку. Мальчикам младших групп, для удобства, брюки можно, заменить на шорты.
Для девочек необходимо иметь нарядное платье, белые гольфы и белые банты. Если придется на празднике танцевать, то ей подойдет платье и не очень средней длины пышное, без множества украшений, так как девочка может зацепиться за что-нибудь или запутаться в платье.
Обувь – во избежание травматизма всегда чешки. Лёгкие и практически неощутимые на ноге чешки не сковывают движения стопы, позволяя выполнять упражнения любой сложности.
Неудобная обувь и одежда мешает ребятам двигаться свободно. Часто в результате этого ребенок не может выполнить то или иное танцевальное движение, начинает стесняться, расстраиваться, что у него ничего не выходит.
Помогите своим детям подобрать удобную одежду и обувь и они будут радовать Вас на праздниках своими танцами и улыбками.
«Развиваем музыкальность дома»
Консультация для родителей
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,
а, прежде всего, воспитание человека».
В. А. Сухомлинский
Природа щедро наградила человека, она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, она позволила слышать ему все многообразие существующих вокруг звуков красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность — одно из свойств данное природой человеку. Большое развитие имеет музыкальное развитие ребенка в семье.
Музыкальность - это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.
Слушание музыки.
Отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и выражают своё отношение, объясняют свои ощущения, то малыш духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке, и увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор. Музыкально-эстетическое воспитание детей должно быть построено на музыке добра и гармонии, на лучших образцах русской, классической музыки, на наших прекрасных песнях, созданных отечественными композиторами, способных возвышать сердца и души детей и взрослых.
• Ставьте флэшки с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. Во время прослушивания произведения проявите свою заинтересованность. Не ограничивайте музыкой какого-то одного направления.
• Иногда специально включайте музыку фоном, не привлекая особенно внимание ребенка. Позвольте ему самостоятельно выбрать музыку для прослушивания из Вашей детской музыкальной коллекции.
Пение.
• Пойте с ребенком простые и понятные по содержанию детские песни.
• Имейте дома флэшки с записями детских песен и музыкальных фильмов для детей.
• Следите за тем, чтобы ребенок не кричал на улице в сырую холодную погоду, не напрягал голосовой аппарат. В дошкольном возрасте голосовой аппарат еще не сформирован и подвержен влиянию отрицательных факторов внешней среды.
Как показывает практика, бессмысленно тратить время на выучивание текста песни. Слова и мелодия песни быстрее запоминается детьми, когда работа идёт по фразам, с многократными повторениями, запев можно исполнять родителям, а мелодию припева деткам, таким образом, запоминание текста песни пойдет намного быстрее.
Музыкальное творчество.
В возрасте 5-6 лет ребенок может воспроизводить на несложных ударных и звуковысотных музыкальных инструментах аккомпанемент для песен и танцев. Слышит и воспроизводит простые ритмические рисунки. Импровизирует, используя навыки игры на инструментах. Так если звучит вальс, можно предложить ребёнку играть на треугольнике, если музыка более яркая громкая, можно предложить погремушки, бубны и т. д.
• Позвольте ребенку проявлять творческие способности и музицировать дома.
Музыкальные движения. Танцы.
К 5-6 году жизни дошкольник осваивает много плясовых движений: умеет не просто хлопать в ладоши или по коленям и умеет стучать каблучком, но и поочередно выставлять вперед, то правую, то левую ногу, кружиться на носочках, но и выполнять более сложные танцевальные движения - «ковырялочка», «боковой галоп», выразительно и ритмично исполняет танцы, движения с предметами, инсценировать самостоятельно игровые песни.
Не надо предлагать ребенку плясать под музыку, не предназначенную для плясок.
• Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо — но не громко.
Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.
Поразительно беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом – «адажио», «анданте». А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе «аллегро» и «аллегро модерато», а также маршевую музыку. Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Ни в коем случае не надевайте на ребенка наушники! Наши уши приспособлены к рассеянному звуку по природе. Недоразвитый мозг может получить слуховую травму в результате прямого звука.
Предлагаю Вам несколько игр, в которые Вы можете играть со своими детьми и получать огромную радость.
I. «ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРИ» - игра на развитие ритмического слуха. Эта игра проводится дома за столом. Взрослый берет карандаш, простукивает им любой ритмический рисунок по столу. Предлагает ребенку повторить его, прохлопав в ладоши.
II. «ВЕСЕЛЫЕ КОЛПАЧКИ» - игра на развитие ритмического слуха. Для игры берем два колпачка от лака, шампуня или две пробочки от пластиковых бутылок. Ребенок придумывает ритмический рисунок, простукивает его колпачками, взрослый должен повторить хлопками в ладоши.
III. «ОТГАДАЙ МЕЛОДИЮ» - игра на развитие ритмического слуха. Взрослый напевает какую-либо мелодию, ребенок должен передать ее ритмический рисунок, простучав пальцем по ладони.
IV. «ДАВАЙТЕ ХОХОТАТЬ» - игра на развитие музыкальной памяти. Взрослый «прохохатывает» (на слог «ха» поет) любую знакомую ребенку песню, тот отгадывает. Потом песню загадывает ребенок.
V. «НЕПОСЛУШНЫЙ МЯЧИК» - игра на развитие динамического слуха. Игра проводится по принципу игры «Холодно-горячо». Взрослый прячет где-то дома мячик (или какую-либо игрушку). Начинает петь знакомую песню, ребенок под это пение ищет игрушку. Если взрослый поет тихо- значит игрушка находится далеко, если громко – то близко. Потом игрушку прячет ребенок.
VI. «ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ» – игра на развитие музыкальной памяти. У Вашего ребенка есть любимый CD-диск с детскими песнями. Дайте прослушать ребенку отрывок любой песенки (но не сначала звучания). Ребенок отгадывает и называет песню или исполнителя, сам ее напевает. Если вы слушаете с ребенком популярную инструментальную классическую музыку, то эту игру можно провести так: ребенок отгадывает отрывок музыки, напевает его и называет (по возможности) солирующий музыкальный инструмент.
Встречайтесь с музыкой как можно чаще, пусть она станет Вам другом и помощником, будьте искренними. Если Вы развиваете у ребенка музыкальные способности, то значит, Вы развиваете его внутренний мир, его память, его фонематический слух, его координацию движению и ритмическую активность, его организованность и внимание. А разве эти качества не нужны современному человеку, чтобы быть мобильным, опытным и успешным? Так дайте пережить ребенку разнообразие чувств с разными музыкальными произведениями. Он станет уверенным в себе и чутким к окружающим.
ПРАЗДНИКИ ДОМА. Праздники дома… Поводов
для них не мало – день рождения ребенка, окончание детского сада, бабушкин или
дедушкин юбилей и, конечно же, дни рождения мамы, папы, братика, или сестрички,
дяди, или тети. Для взрослых это прежде всего покупка подарков
и приготовление застолья. А почему бы не ввести в семейную традицию составление
программы для семейных торжеств, в которой немалое место будет отведено Вашему
ребенку? Еще лучше, если их у Вас двое
или трое. Выберите время, сядьте вместе и наметьте программу, опираясь на
пожелания младшего поколения. Очень
тактично предложите ребенку доставить удовольствие
его выступлением: пожеланиями, стихотворением. Подтолкните его к творчеству,
выдумке и фантазии. Пусть ребенок почувствует себя создателем чего - то
интересного, необычного. Спойте для виновника
торжества самую его любимую песню, станцуйте компанией танец, который знают все. Например, «Танец
утят», «Летку Еньку», или «Арам-зам-зам». Таких танцев сейчас очень много. В
помощь Вам придет интернет. Основой такой программы могут стать конкурсы,
викторины, игры, частушки (которые готовятся заранее), устройте конкурс рисунка
для именинника (чего проще: подготовить лист бумаги, карандаши, фломастеры или
краски и нарисовать для бабушки цветы). Сюрпризом
может стать аппликация или поделка из пластилина. Как
Вы думаете, приятно получить в подарок букет из конфет? Эти сюрпризы сейчас в
моде. Их образцы можно найти в интернете и
подарок подготовить заранее. Юбиляр
любит музыку? Прекрасно! Да кто же ее не любит? Особенно необычную.
Порадовать гостей, и
домочадцев можно оркестром, который совсем несложно сделать из пустых
коробочек, или пустых бутылочек из под йогурта, насыпав туда крупу, песок, мелкие камушки и т.д. Можно так
же использовать для шумового оформления
бумагу, целлофан, фантики от конфет. А еще, дуя в опущенную в стакан с
водой соломинку и пуская пузыри, издавать
интересный булькающий звук! Поставьте любую веселую, хорошо знакомую музыку
(например «Польку» Рахманинова, «Турецкий марш» ) и аккомпанируйте в такт. Ребенку можно
доверить роль дирижера. Заблаговременно
вместе с ребенком продумайте, как оформить помещение, в котором будете
принимать гостей. Оформление может быть лаконичным, строгим, изящным и легким,
юмористическим и веселым. При оформлении можно использовать рисунки не только
детей, но и взрослых (наверняка, в семье кто - то хорошо рисует), фотографии
именинника, шары, можно выпустить газету с отпечатками ладошек. Поверьте,
это не трудно, но очень занимательно и интересно! Это сближает, сплачивает, а,
самое главное, воспитывает в детях чувства ЛЮБВИ, УВАЖЕНИЯ И ДОЛГА К РОДНЫМ И
БЛИЗКИМ, ЖЕЛАНИЕ ДОСТАВИТЬ ЛЮБИМОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПРИЯТНОЕ. ПРОЯВИТЕ
ФАНТАЗИЮ! ДЛЯ ЭТОГО НАДО ТОЛЬКО ЖЕЛАНИЕ! Праздник,
подготовленный таким образом, будет приятным долгожданным событием в семье. Он
доставит радость не только детям, имениннику, но и всем присутствующим и
надолго останется в памяти. И ПОМНИТЕ: РЕБЕНОК
УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ! "МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ"
Пальчиковые
игры – один из наилучших способов провести время с вашим ребенком с
максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают
мелкую моторику и речь.
Известно,
что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует
тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром
мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи
способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от
монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает
психическое напряжение.
Пальчиковые
игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем,
развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает
разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и
способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения
между взрослым и ребёнком.
Почему с музыкой лучше?
Музыка в
семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному
комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка
оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются
выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность,
слитность, переключаемость.
Движения с
музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания,
памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои
движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком
музыкального произведения.
Благодаря
музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также
акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем
постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп
выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения
выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.
• Перед
игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые
жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка
к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный
настрой.
• Выполняйте
упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость
игрой.
• На
начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст
частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается
наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая
текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
• Начиная с
нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры
можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию ребенка.
В
пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста,
постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных
движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая
внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность,
согласованность с движением и музыкальным сопровождением
МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ. УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ! Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку. Детство - самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства… они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. ПОСТАРАЙТЕСЬ: Ищите везде музыку: дома, в городе, на природе (в лесу, на даче , на море, у реки и т.д.). Создайте дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки; Приобретайте музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, бубны, музыкальные книги, дудочки, барабаны и т. д.) и изготавливайте их сами. Тем самым Вы создадите домашний МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК Поощряйте любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, пойте и танцуйте вместе с ним, сочиняйте песни и танцы; Если Вы владеете игрой на каком - либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицируйте, аккомпанируйте своему малышу; Посещайте со своим ребенком музыкальные сказки, театры, концерты; Мы стремимся воспитывать у детей любовь и интерес к музыке, помочь каждому ребенку самореализоваться в каком - либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично, почувствовать радость. Приобщившись к музыке в детстве, они не вырастут равнодушными, черствыми людьми. Наш совместный труд приносит радость детям, счастье родителям, а результат этого труда – счастливое детство наших малышей! Как поддержать у ребёнка интерес
к музыкальному образованию
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, написано бессчетное количество статей.
Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему? Родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении. Взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».
Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют! Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети?- спросите вы. Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес.
Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, например, где ребёнок мог бы послушать музыку,
поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Хорошо было бы приобрести диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «Детский альбом» П.И.Чайковского, «В пещере горного короля» Э.Грига, музыкальные сказки: «Золотой ключик», «Бременские музыканты», «Красная шапочка» и книги: «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской. Родителям рекомендую также читать детскую литературу о музыке, благо Интернет позволяет это делать, не выходя из дома, чаще смотреть с детьми музыкальные театральные постановки, познакомиться с работой творческих детских студий (кстати, многие принимают детей уже с 4х лет).
Отдавать ли ребенка в музыкальную школу?
Перед многими родителями стоит вопрос: чем занять свободное время ребенка? И найти нужно что-то, что сеет разумное, доброе, вечное, но в то же время что-то интересное, чтобы чадо не скучало. Часто выбор падает на музыкальную школу. На вопрос «Отдавать ли ребенка в музыкальную школу?» я бы ответила «Да!». Ведь занятия музыкой развивают, расширяют кругозор и прививают чувство прекрасного.
Музыкальные школы предлагают богатый выбор инструментов для обучения: духовые, струнные, клавишные, ударные.
Но прежде чем выбрать инструмент, ответьте себе на несколько вопросов:
· Нравится ли ребенку инструмент?
· Готов ли он физически для этого инструмента (баян, аккордеон требуют определенной физической подготовки)?
· Готовы ли вы слушать звуки этого инструмента каждый день, при том, что первые несколько лет чистого исполнения вы не услышите?
Если ответы по всем пунктам положительные, то в добрый путь!
Минусы музыкальной школы, о которых нужно знать:
— Человеческий фактор. Многие занятия проходят не в группах, а один на один с учителем, поэтому к выбору наставника нужно отнестись с особой тщательностью. Музыка — дело тонкое и легко дается не всем, а неподходящий преподаватель может убить в ребенке любовь к музыке и развить комплексы. Но если уж повезёт с педагогом, остальные минусы можно пережить.
— Большая нагрузка. Занятия в музыкальной школе - это ежедневный труд. Помимо школы, ребенку нужно заниматься по несколько часов в день дома. Плюс подготовка к выступлениям и экзаменам.
— Скука. Разучивание гамм и этюдов вряд ли приведет кого-то в восторг. Да и классические музыкальные произведения вкусам школьников не всегда соответствуют. До классики еще нужно дорасти.
— Проблемы со здоровьем. Нерегулярное питание, стрессы во время концертов и экзаменов могут привести к сбою пищеварительной системы и ослаблению иммунитета.
Плюсов музыкальной школы более чем достаточно. Дети этих плюсов обычно не видят в силу возраста, но о них непременно должны знать родители, которые задумываются о музыкальной школе для своего ребенка. Положительные стороны занятий музыкой:
+ Развитие музыкального слуха и постановка голоса. Без этого не обойтись будущему артисту, но даже если ваш ребенок не планирует связать свою жизнь с музыкой, умение чисто и хорошо петь ему точно не помешает.
+ Повышение уровня культуры. Ребенок получит знания о музыкальных направлениях, композиторах, истории музыки. Даже не самый примерный ученик будет знать, что Сальери Моцарта не убивал, а Сметана — это не только кисломолочный продукт.
+ Развитие усидчивости и трудолюбия, умения распределять свое время. Без этих качеств успешно учиться в музыкальной школе, в общеобразовательной школе, да и просто жить практически невозможно.
+ Рост уровня интеллекта и развитие речи. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, что положительно влияет на речевую деятельность. Доказано, что дети, которые занимаются музыкой, опережают сверстников в развитии: они лучше и быстрее читают, грамотнее говорят, лучше воспринимают и обрабатывают информацию. Музыкантам легче даются иностранные языки: натренированная память и хороший слух помогают быстро запоминать иноязычные конструкции и положительно влияют на произношение. Более того, у ребенка равномерно развиваются оба полушария мозга, т.к. на музыкальном инструменте играют двумя руками. Все это ведет к общему росту уровня интеллекта.
+ Повышение уверенности в себе. Постоянное участие в концертах помогает ребенку раскрыться и справиться со страхом публичных выступлений.
А чем не плюс попросить свое чадо сыграть, к примеру, на скрипке, если гости долго не уходят?
Учим ребенка слушать музыку
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами с взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и любящего ее.
Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях.
Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых воспитывающих ребенка в детстве зависит на сколько активно и разносторонне будет протекать его развитие. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания дошкольников на основе проведенных исследований по этому вопросу были разработаны задачи музыкального развития в семье.
Слушание-восприятие
Поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Формировать воспитание музыки во взаимосвязи с “материальными произведениям”, живописью, театром. При обсуждении детьми прослушанного, направлять их внимание на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания.
Организация
Создание условий для прослушивания.
А) технические средства (магнитофон, музыкальный центр и др.)
Б) музыкальный репертуар (кассеты, диски)
В) создание комфортной, спокойной обстановки в помещении, где ребенок слушает музыку
Г) совместные походы с детьми в театр, концерт
Д) собирание домашней фонотеки
Певческая деятельность
Поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступным по содержанию и музыкальному языку; небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. Стараться ограничить голос детский от излишних нагрузок (не петь “взрослых” песен с большим диапазоном мелодий). Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимовыполнению и формирует любовь к пению и песням.
Организация
1. Беседа с детьми о впечатлениях полученных на музыкальных занятиях, о новых понравившихся песнях. Попросить их спеть. Пусть ребенок научит вас этой песне.
2. Собирание домашней фонотеки, составление из любимых песен, также кассет-караоке (как видео, так и аудио). Семейное исполнение любимых песен на праздниках семейных.
Музыкально-ритмическая деятельность:
Поддерживает интерес к музыкально-двигательной деятельности детей. Как можно чаще создавать ситуации для танцевальной импровизации дошкольников. Использовать музыку для выполнения физических упражнений. При обсуждении балета, танцев, увиденных фильмов, театре, на концерте обращают внимание детей на красоту движений, возможности языка-жеста, мимики, позы, пантомимы.
Организация
1. Выполнение утренней гимнастики, лечебной физкультуры под музыку
2. Просмотр передач транслирующих концерты, театральные постановки, кинофильмы, балетных постановок, соответствующих возрасту ребенка с последующим обсуждением.
3. Использовать как самостоятельно, так и совместно подготовленные танцевальные композиции семейных праздников, а также танцевальных импровизаций.
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах:
Обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах: народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и другие), инструментах детского оркестра (металлофон, триолла, ксилофон). Учить музицировать на одном, двух – трех звуках индивидуально и в совместно со взрослыми. Предлагать творческие импровизации, близкие интересам ребенка (идет дождик, шумит ветерок, гремит гром и другие).
Организация
1. Материальное обеспечение элементарного музицирования:
а) приобретение музыкальных инструментов
б) создание музыкального уголка
в) совместное создание музыкальных инструментов из подручных материалов
2. Во время самостоятельных занятий музицированием ребенку создать условия, чтобы его в это время не отвлекали.
3. Cоздавать импровизированные семейные оркестры, с привлечением родственников и друзей (например, шумовые оркестры на семейных праздниках)
Можно сделать вывод, что при активном музыкально- эстетическом воспитании в семье в процессе решения выше изложенных задач с использованием разнообразных форм музыкальной деятельности ребенка, а также привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием дошкольника, способствует обогащению духовного мира ребёнка более эффективному развитию его музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и формировании музыкальной культуры в целом.
«Музыкальные инструменты своими руками»
Для гармоничного развития малышей в возрасте полутора-двух с половиной лет немаловажно слуховое восприятие и чувство ритма. Развивать и то и другое отлично помогают музыкальные инструменты. И еще лучше сделать эти чудо - инструменты своими руками и обязательно привлечь к этому процессу своего ребенка. Ведь совместный труд - облагораживает человека. И вы не представляете, как будет рад ваш ребенок тому, что вы уделили ему время, и притом изготовленные вместе музыкальные «штучки» будут извлекать какие- либо звуки. Возможно ваше первое приобщение ребенка к музыке, таким образом, принесут рано или поздно свои плоды. И ребенок будет благодарен вам долгое время. Какие же инструменты можно изготовить своими руками, и из какого бросового материала, чтобы они имели яркий и эстетичный вид? Я хочу представить вашему вниманию несколько вариантов:
1. Шуршалки из пластиковой бутылки малого размера.
Из бутылок сок допили,
На полоски разделили.
Удивить хотим мы вас,
И сыграем вам сейчас!
2.Музыкальный браслет. Это когда много мелких по размеру пуговиц нашиваются к ажурной резинке.
Пуговицы нашли в квартире
И к резиночке пришили.
Удивить хотим мы вас,
И сыграем вам сейчас!
3. Погремушки из пластиковой бутылки малого и больших размеров. Срезается дно бутылок, и соединяются две полученные половинки между собой, предварительно внутренность заполнить разноцветным бисером. Внешне украсить узорами из самоклеящейся цветной бумагой.
Из бутылок сок допили,
В погремушку превратили.
Удивить хотим мы вас,
И сыграем вам сейчас!
4. Цветные трещотки. Собираются разноцветные колпачки от отслуживших фломастеров, приклеиваются на жесткий картонный лист размером 6*20 см клеем Титан. Звук извлекается при помощи еще одного колпачка, проведя им сверху вниз по приклеенной в ряд дорожке из колпачков.
Все фломастеры отсохли,
Крышки склеили дорожкой.
Удивить хотим мы вас,
И сыграем вам сейчас!
5.Музыкальные ключи. Собрать, примерно 5-6 штук плоских ключей от дверного замка. Собрать их вместе в кольцо, и вдеть в приготовленное отверстие деревянного брусочка, размером 1*10 см.
Мы ключи нашли в квартире,
И к брелочку прицепили
Удивить хотим мы вас,
И сыграем вам сейчас!
6. Колотушки. Изготавливаются, склеив клеем Титан две посудки от йогурта, предварительно положить внутрь один орех фундука. Внешне также оформить узорами из самоклеящейся цветной бумагой.
Йогурт - вкусненькая штучка,
Из посудки - колотушка.
Удивить хотим мы вас,
И сыграем вам сейчас!
В заключение своей консультации хочу пожелать вам и вашим детям творческих успехов!
Музыка и развитие личности
Главная цель дошкольного воспитания – всестороннее гармоническое развитие ребенка.
Чтобы ребёнок был всесторонне развит – физически совершенен, духовно богат и нравственно безупречен, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке.
О важном значении музыки в жизни ребенка знали еще наши предки. Недаром во все времена и у всех народов грудничкам пели песенки. Замечено, что дети, которым с самого рождения взрослые часто поют песенки, раньше начинают говорить. Это происходит потому, что восприятием речи и музыки у младенцев занимаются одни и те же отделы мозга.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности ребенка.
Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к мировому культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений, учится понимать, любить и ценить всё прекрасное.
Общение с музыкой, совершенствует духовную организацию человека, повышает, в частности, его общую эмоциональность. Эмоциональная отзывчивость связана с воспитание таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке – путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания.
В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувства дружбы и товарищества, такие чувства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.
На музыкальных занятиях дети получают навыки и культуры поведения.
Музыка оказывает благотворное влияние и на умственное развитие ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью, дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке.
С помощью пения, игры на инструментах развивается умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Это предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию любознательности, воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности.
Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно влияющие на нервную систему.
Музыка влияет на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Пение укрепляет голосовой аппарат, является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыкально-ритмические движения развивают ловкость, координацию движений. Под воздействием музыки движения становятся более точными и ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые изменения в музыке вызывают изменения в движениях, влияя на скорость, степень напряжения.
Следовательно, музыкальное воспитание способствует и физическому развитию.
Культуру какой бы страны мы не взяли, везде можно найти сведения об использовании музыки в лечебных целях.
Музыка используется как лечебный фактор. Она обладает огромным терапевтическим значением. Музыкой можно изменять развитие. Во время звучания приятной музыки повышается активность коры головного мозга, тонизируется центральная нервная система, музыка стимулирует дыхание и кровообразование. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его оздоровление.
Таким образом, музыка не только способствует развитию личности, но и помогает ее корректировать при аномальном развитии.
Учёные провели эксперимент. Мы знаем, что человеческое тело на 70% состоит из воды. Взяли несколько ёмкостей с водой, подвергли воздействию различной
музыки. Затем эту воду заморозили и рассмотрели молекулы или клетки под микроскопом. Результаты были интересными.
Самой разрушительной для организма оказалась музыка тяжёлого рока, самый лучший результат показала классическая музыка.
Наблюдения над людьми, проведенные учеными, показали, что музыкальные произведения производят на организм сильное физиологическое воздействие. Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе деятельности основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладает способностью “усвоения ритма”. Музыка, как “ритмический раздражитель” стимулирует физиологические процессы. Используя музыку, как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения процессов организма.
У человека имеется врожденная естественная склонность к осуществлению ритма. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму музыки. Чувство ритма на музыку у детей возникает спонтанно.
Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольные движения. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Это говорит о глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, с моторной (двигательной) природой музыкального ритма.
Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и лечебной физкультуры, тренирующих мышечную, сердечно - сосудистую и нервную системы.
Ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке
подвижных нервных процессов центральной нервной системы.
Музыкально-ритмические упражнения способствуют исправлению у детей физических недостатков: сутулости, некоординированности, неловкости, нечеткости движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для головы, туловища, ног, рук, пальцев способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Взаимосвязь общей и речевой моторики (двигательной деятельности) изучена и подтверждена исследованиями многих ученых.
Активная речь ребенка во многом зависит и от развития тонких движений пальцев.
Развивать общую моторику рекомендуется параллельно с мелкой, предлагая ребенку упражнения соответствующие его возможностям.