21.06.2024
«Дорожные
ловушки» - опасные ситуации на дороге. Рекомендации пешеходам
Зимний период
традиционно отмечается ростом дорожно-транспортных происшествий, связанных с
наездами на пешеходов. Это обусловлено с уменьшением продолжительности
светового дня, тяжелыми погодно-климатическими условиями, когда в течение суток
температура изменяется от положительного значения до заморозков и образования
гололедных явлений, внезапно выпадают обильные снежные осадки или осадки в виде
дождя. Это время года одинаково опасно как для водителей, так и для пешеходов.
Особую опасность
представляют пешеходные переходы, на которых пешеход зачастую чувствует себя в
безопасности и забывает о скрытой угрозе, что может привести к получению
серьезных травм. При этом самой незащищенной категорией участников дорожного
движения являются дети-пешеходы, которые не имеют достаточного жизненного опыта
и не знают, как правильно действовать в той, или иной ситуации.
Обращаясь к
родителям, хочется напомнить, что ответственность за действия детей несут в
первую очередь взрослые (законные представители), при этом каждый родитель
должен понимать, что нарушение Правил дорожного движения или отсутствие
контроля за детьми вблизи проезжей части могут привести к непоправимым
последствиям. Также напоминаем, что обязательное размещение не верхней одежде
световозвращающих элементов позволит в несколько раз снизить вероятность получения
травм на дороге, особенно в темное время суток, при этом приобретение
световозвращающих элементов не требует значительных денежных затрат.
Родителям
рекомендуем ежедневно напоминать детям о соблюдении Правил дорожного движения и
правил безопасного поведения на дороге, а также на дворовых территориях,
напомнить детям, что во дворах также имеется проезжая часть, на которой нельзя
играть.
Опасности могут
подстерегать на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах,
обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта и вам необходимо
научится анализировать, сравнивать, принимать правильные решения.
Одно из важных
особенностей при переходе проезжей части - требования ПДД в части необходимости
убедиться в безопасности перехода, ситуации - «дорожные ловушки».
«Ловушки» закрытого обзора
Это дорожные
ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, забором,
сугробом, стоящими и движущимися автомобилями, другими пешеходами. Обзору
дороги могут мешать повороты, спуски и подъемы самой дороги. Именно поэтому
пешеходам запрещено переходить проезжую часть в этих опасных местах.
Главную
опасность на дороге представляет автомобиль: движущийся, стоящий, трогающийся с
места, останавливающийся.
Участок проезжей
части дороги, на котором стоит транспорт, сложен для перехода. Но опасен он
лишь для тех, кто чересчур тороплив, небрежен, невнимателен к себе и к
окружающим. Видимость дороги и объектов на ней — одно из важнейших условий
безопасности движения. Основная часть информации, нужной водителям и пешеходам
для правильной ориентации в дорожной обстановке, — это зрительная информация.
Вероятность
дорожного происшествия в условиях ограниченной видимости в пять-восемь раз
больше, чем в нормальных условиях. Резко ограничить обзор дороги для пешеходов
могут зонтики, капюшоны, воротники. Чтобы правильно ориентироваться в такой
обстановке и получать полную информацию, необходимо постоянно контролировать
ситуацию на дороге, особенно участки «закрытого» (ограниченного) обзора дороги.
В Правилах дорожного движения
говорится по этому поводу: «…при пересечении проезжей части вне пешеходного
перехода пешеходы …не должны создавать помех для движения транспортных средств
и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия,
ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся
транспортных средств».
Для перехода
проезжей части пешеходу необходимо видеть всю дорогу и сложившуюся на ней
ситуацию – где и как далеко от пешехода находятся транспортные средства на
проезжей части. Если из-за стоящего транспорта обзор ограничен или закрыт, то
выходить на проезжую часть опасно, так как участники дорожного движения
(пешеход и водитель) не видят друг друга.
«Ловушки»
закрытого обзора могут подстерегать пешехода и у светофора. Пешеход, начавший
переход на зеленый сигнал, бежит перед стоящим у светофора транспортом, заканчивая
переход уже при красном сигнале. Он уверен, что водители трогающихся машин его
видят и пропустят, и не понимает, что не все машины стояли. Из-за стоящих и
трогающихся машин «с ходу» может выехать другая, водитель которой не видит
пешехода. Он не тормозил у светофора, так как, подъезжая к перекрестку,
загорелся уже зеленый сигнал. К тому же могут быть спешащие водители,
проскакивающие переход на большой скорости, не успев сделать это при «своем»
сигнале.
В этой ситуации,
когда погас зеленый сигнал, пешеходу нужно как можно скорее закончить
оставшиеся несколько метров перехода, уложившись в небольшую паузу между «зеленым»
и «красным», или когда горит «желтый». Если все же переход не был закончен, то
необходимо остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки, и ожидать,
пока на светофоре загорится зеленый сигнал.
Все те же
дорожные «ловушки» закрытого обзора есть и на перекрестке. На нерегулируемом
пешеходном переходе это, прежде всего, «подвижный ограниченный обзор»: попутный
и встречный транспорт. Кроме того, обзор ограничен остановившимися
автомобилями, например, для поворота или разворота. Основная опасность на
регулируемом перекрестке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями
в начале цикла «зеленого» и проезд «с ходу» других автомобилей.
«Ловушки» в зоне остановки общественного транспорта
В зоне остановки
попадает в ДТП треть пострадавших детей, в основном из-за стоящих маршрутных
транспортных средств – большой помехи обзору на дороге («закрытый» обзор) и спешки
пешеходов или пассажиров.
«Ловушки» на пешеходном переходе
Обычно думают,
что пешеходный переход – это безопасная зона, на которой с пешеходом ничего не
может случиться. А ведь и здесь остановившийся автомобиль может скрывать движущийся,
равно как и проехавший («закрытый» обзор).
«Ловушки» на углу перекрестка
Кроме дорожных
ловушек «закрытого» обзора, опасность на углу перекрестка состоит еще и в том,
что автотранспорт может поворачивать направо, при этом и водителю, и пешеходу
горит зеленый сигнал. Водитель должен уступить дорогу пешеходу, но все же
пешеход тоже должен быть внимательным. Иногда задние колеса автобусов,
грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару, бывает неопытный
водитель выезжает на «бровку» тротуара, к тому же автотранспорт может быть с
прицепом или буксировать другой автомобиль.
«Ловушки» у светофора
Кроме дорожных «ловушек»
закрытого обзора у светофора, нельзя забывать, что на дороге могут возникнуть
самые непредвиденные обстоятельства, например, поедут на красный сигнал
спецмашины (скорая помощь, милиция, пожарная); могут быть и водители,
нарушающие ПДД. Нередко и сами пешеходы, как взрослые, так и дети, не
подчиняются сигналам светофора, т.е. переходят дорогу на красный сигнал.
«Ловушки» отвлечения внимания
Пешеход не
замечает опасность, потому что его взгляд прикован к интересующему его предмету
– автобус на другой стороне дороги, приятель, родные, мяч, собака, лужа после
дождя, шляпа, которую сдул с головы ветер…
К дорожным «ловушкам»
могут привести и еще два изобретения – плеер и мобильный телефон. Конечно,
хорошо совмещать полезное с приятным, но так ли это безопасно? Экспериментально
доказано, что разговор по телефону во время управления автомобилем увеличивает
риск дорожно-транспортного происшествия в 4-5 раз. То же самое и с пешеходом,
разговаривающим по телефону на ходу или слушающим музыку в наушниках.
«Ловушки» пониженного внимания или «пустынная дорога»
Это улица,
окруженная жилыми домами, зеленью, здесь часто играют дети. По ней редко
проезжает транспорт, и создается ложное представление об отсутствии угрозы. У
водителей тоже притупляется внимание, и они едут быстрее обычного, не
предполагая появления пешеходов. Такие дороги часто становятся любимым местом роллеров,
скейтбордистов, а также для различных игр, катания на санках и коньках.
«Ловушки», подстерегающие возле дома
Нельзя выбегать,
не осмотревшись, из-за стоящего транспорта. Если возле дома стоит автомобиль,
необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что
опаснее, – задним ходом. Особенно опасны грузовики-фургоны, такси и автомобили
скорой помощи. Водителям грузовиков трудно наблюдать и замечать пешеходов.
Такси и «скорая помощь» часто спешат. Проезды у домов часто становятся местом
для игр, и дети попадают в дорожную ловушку «отвлечение внимания» или «пустынная
улица».
«Ловушки» середины дороги.
Наезд на
пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке. Часто это
происходит потому, что пешеход, находящийся между потоками движущихся
автомобилей, сильно испуган и его поведение хаотично и не поддается логике и
прогнозу. На середине дороги обзор могут закрывать стоящие рядом пешеходы. От
большого количества мелькающих рядом машин может закружиться голова, и пешеход
потеряет равновесие. Настроить надо себя на предельную внимательность, никаких
разговоров, никаких случайных движений, особенно назад. В этой ситуации
смотреть надо влево и вправо, чтобы знать, какой транспорт проезжает за спиной
и какой надо пропустить. Но лучше не останавливаться на проезжей части и
перейти ее за один прием.
«Ловушки» при движении вдоль проезжей части
В эту ситуацию
пешеход может попасть, если идет по дороге в нарушение Правил дорожного
движения, то есть по правой обочине или правому краю проезжей части. В этом
случае движение транспорта происходит со стороны спины, и пешеход не видит
опасность. Автомобиль на скользкой дороге может вильнуть, или груз выступает за
борта – все это грозит пешеходу травмами.