Консультация "Развитие системного мышления дошкольника"

22.01.2025

В воспитании и обучении детей чрезвычайно важна роль взрослого наставника – умного, знающего, щедрого на ласку и шутку, справедливого, любящего и понимающего детей. Не может воспитатель хорошо научить тому, чего сам не умеет делать, тем более мышлению, если он сам не владеет хотя бы основами методик мышления. Есть периоды, когда освоение  навыков идёт быстро, а есть периоды, когда это связано с трудностями. Умные, знающие воспитатели воспитывают и обучат тому, так и тогда, когда это легко воспринимается детьми. Результаты бывают поразительные.  Многие психологи, педагоги, родители утверждают, что учить детей правилам мышления можно и нужно с самого раннего возраста: с1,5-3 лет, с момента, когда ребёнок начинает говорить. Считается, что 70% интеллекта закладывается до 6-7 лет, а характер человека в основном складывается ещё раньше.

   Известно, что если в детстве человек не научился творить – создавать что-то своё, новое – он всю жизнь будет копировать и повторять других, даже не замечая этого. Мы сегодня рассмотрим одну сторону СИЛЬНОГО ТРИЗовского мышления- СИСТЕМНОГО.

  Системно мыслить по отношению к объекту – это значит:

·       определять его основную и дополнительную функции,

·       производить анализ составляющих этого объекта (подсистемы.)

·       Определять место функционирования данного объекта (надсистемы)

·       Определять прошлое и будущее данного объекта.

.   Известный физик Лео Сцилард предложил простой образ:  изобразим все знания человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.

Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности – вплоть до экологических катастроф.

 Системное мышление можно назвать творческим. Автор ТРИЗ  Г.С.Альтшуллер говорит, что нельзя человеку видеть только то, что дано в задаче. Надо «включать» как минимум 9 мысленных экранов: видеть систему, данную в задаче, подсистему из каких составляющих состоит, надсистему – где функционируют объекты задачи. На каждом этапе – прошлое, настоящее, будущее, т.е развитие системы.

    Мы будем под термином СИСТЕМА понимать множество элементов любой природы как-то связанных друг с другом.  Любой предмет является системой, так как он состоит из частей, а части взаимодействуют. То, что мы исследуем, с чем имеем дело, будем называть системой.

Карандаш, книга, кукла, кровать – это системы. Надо ли говорить детям слово «система»? Опыт работы с шестилетними детьми показал, что они прекрасно понимают этот термин. Для детей более раннего возраста можно использовать слова: предмет, вещь, устройство, конструкция или безличное «что-то», нечто, но лучше – система.

  Термины СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД и СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ для простоты будем считать синонимами, обозначающими некоторую методологию.

  Мир настолько сложен, что изучить его «в целом и сразу» невозможно, хотя к этому надо стремиться. Поэтому его изучают по частям, называя это анализом. Анализ системы – это изучение её частей – ПОДСИСТЕМ. Поэтому в основе анализа должен быть системный подход. К изучению основных положений системного подхода мы сейчас и приступим.

  Многоэкранный стиль мышления должен стать нормой творческой деятельности человека.

  Мы считаем, что такому способу мышления надо учить с детства, взяв за основу системный оператор. Лучше понять и запомнить работу по системному оператору  нам поможет разработка Марата Семёновича Гафитулина .

 

Если мы рассмотрим Что-то (С-система).

Это Что-то для чего-то (Ф-функция).

Это Что-то из чего-то (ПС-подсистема).

Это Что-то часть чего (НС - надсистема)

Чем-то было раньше Что-то (пр. С – прошлое системы).

Что-то будет с этим Что-то (буд.-С – будущее системы).

Есть противники у Что-то (анти С – антисистема) 

Много есть друзей у Что-то (со С- сосистема).

Всё нейтральное для Что-то (не С- несистема)

       Делает своё чего-то

       Что-то ты теперь возьми,

       На экранах рассмотри.

 

 Со-систему, антисистему и несистему мы с дошкольниками не рассматриваем и эти строчки из стихотворения убираем.

 

   

Надсистема

  
 

Прошлое С

 

Настоящее С

 

Функция С

 

Будущее С

   

Подсистема

  
 

 

Система – целое, состоящее из взаимодействующих частей.

 (Что? кто? дающее новое качество.)

Функция – назначение системы, или то, для чего создана С.

(Для чего? Зачем?).

Подсистема – часть данной системы, или то, из чего состоит данная С.

( Из чего состоит?)

Надсистема – носитель данной С (по функции или по ситуации), или то, куда входит (частью чего является) данная С.

(Куда входит?)

Прошлое С – то, что предшествовало данной С, или то, что было с данной С.

( Что было?)

Будущее С – что ожидает данную систему, или то, что будет с данной С.

(Что будет?)

Антисистема – система, противоположная по Функции с данной С.

(Что противоположно?)

Со-Система – система аналогичная по Ф с данной.

(Что аналогично?)

Несистема – система , нейтральная по функции с данной С.

(Что нейтрально?)

 

Нас окружают системы. Все они состоят из частей, которые называются ПОДСИСТЕМАМИ (ПС). В свою очередь, сама система является частью системы более высокого уровня, называемой НАДСИСТЕМОЙ (НС),, которая в свою очередь входит как часть в НАДНАДСИСТЕМУ и т.д.

 

НННС

ННС

НС

СИСТЕМА

ПС

ППС

ПППС

природа

животные

птицы

воробей

крыло

перья

пушистые отростки

 

Ещё раз вернуться к таблице и рассмотреть составляющие

 

Считать ли рассматриваемый объект системой, подсистемой, или надсистемой – зависит только от целей анализа. Обычно то, что мы рассматриваем, считают СИСТЕМОЙ. В приведённой таблице – это воробей.

1. Основное – сразу выделяем главную функцию.

Например, машина. Её главная функция – перевозить грузы. Помещаем нашу систему в центр девятиэкранки.

 А теперь опускаемся на клеточку ниже (стрелка вниз)

 

2. Из чего состоит, чтобы она хорошо перевозила грузы? Что самое главное есть у машины? (Мотор, колёса, рулевое управление, кузов). Называется минимальное количество подсистем.

А теперь рассмотрим надсистему .

3.Где работает наша машина? (дорога, база, стройка, магазин…

А теперь рассмотрим временную ось, прошлое, настоящее, будущее.

4. Как выполнялась функция перевозки грузов раньше, когда машин не было? (Была лошадь с телегой, ослы, верблюды…)

5. Наступит время, когда грузовых машин не будет, техника шагнёт далеко вперёд. Как будет перевозиться груз? (Давайте пофантазируем? Будут специальные ленты, ножки у груза и т.д. можно использовать типовые приёмы фантазирования: приём оживления-окаменения, специализация – универсализация, наоборот, волшебник времени…

     Основная форма обучения – игра.

 

Серия игр на выработку умения выделять функции объектов.

«Что умеет делать» (для детей 3,5-7 лет)

Ведущим обозначается  объект. Дети определяют, что он умеет делать, или что делают с помощью него. Например: Ромашка – растёт, пахнет, вянет, погибает, радует, хочет пить.

                                               «Дразнилка»  (для детей 5-7 лет)

Ведущий обозначает объект, дети называют его функции с помощью суффикса ЛКА – поддразнивают объект.  Например: СобачкаХочу такой сайт

   Кусалка, ласкалка, догонялка, хвостом вилялка…

 

 «Давай поменяемся» (5-7 лет)

Каждый ребёнок загадывает свой  объект и говорит, что он умеет. Затем идёт обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют как они будут выполнять подаренную функцию. 1Р – слон может обливаться водой из хобота. 2Р – Муравей тащит гусеницу к себе в муравейник. 3Р – Зонтик – складывается.( 1Р – объясняет как слон научился складываться, 2Р – как зонтик начал таскать гусениц в сумку, а 3Р – как муравей умеет обливать.

себя

Серия игр направлена на обучение детей умению любой объект

« разобрать» на составляющие элементы.

 ( отрабатывается подсистемная связь)

« Из чего это?» ( с 3-х лет)

Ведущий называет объект , а дети должны назвать как можно больше составляющих частей. (Птичка- младшие гр. –голова, хвост, лапки, глазки)

( велосипед – старшие гр.- колёса, спицы, педаль, руль, звонок,. Ср.гр – самолёт, ст.и подг. – завод, школа – из кучи знаний.)

«Что в чём или часть чего это?»

Цель: Учить детей определять составляющие части объекта

В. В каких объектах живут глазки: у киски, птички, неваляшки, у цветочка, машины- ломается стереотип, что глазки прерогатива только живой природы)

Где живут человечки твёрдого тела?

Что в чём? Где живёт жалость? В человеке

Где живёт улыбка?

Где живёт злость?

«Что было бы, если убрать часть?» (5-7лет)

Веду называет объект, дети говорят его составляющие. Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом. Например , у велосипеда убрать руль. Что будет? Как работать с велосипедом без управления? У стула убрать спинку, как  сидеть без опоры? ( хорошо-плохо).

 

«Что можно сказать о предмете, если там есть?...(после 5 лет)

Ведущий называет какую-либо составляющую, ребёнок должен дать характеристику объекта. 

   Например, что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью.( Либо птица, либо животное, и даже насекомое, которое днём спит, а ночью добывает себе пищу.

   Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова. (Это может быть добрый человек, книга со стихами…)

   Что можно сказать о системе, в которой есть сор. (Это неубранный дом, или улица, а может специальный бак для мусора).

Серия игр на отработку надсистемных связей.

Дети научаются определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.

« Где живёт  (работает)? (с 3-х лет)

Например, Тигр (В джунглях живёт, в зоопарке – для детей бегает, на этикетке – для красоты, а в мультфильме – для радости).

«Найди друзей» (с 5 лет)

Педагог называет объект, выделяет функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию. Например, Машина перевозит груз (Перевозят груз ещё пароход, слон…)

 

Серия игр направлена на отработку временной зависимости объекта от функции.

«Паровозик» (с 3 лет)

Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий  -  паровозик, а дети – вагончики.  Например:  Человек. 1 – младенец, 2 – дошкольница, 3 – девочка-подросток, 4 – девушка, 5 – женщина, 6 – старушка (поезд времени).

«Раньше – позже» (после 4лет)

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет после.  Например:  Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?  После ответов детей попросить рассказать последовательность событий.

«Чем был – чем стал?» (после 4 лет)

Называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть. Можно поиграть наоборот. Называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Например: Был раньше расплавленным стеклом, а стал… ( Стал вазой, стал лампочкой, стеклом в машине…)

 

 

«Как это раньше делалось» (6-7 лет)

Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачемэто придумано и как раньше данная функция выполнялась.

Например: Настольная лампа. Для чего придумана человеком?

( Чтобы человеку было светло, когда он пишет.)

 Как освещался стол тогда, когда человек ещё не изобрёл лампу?

(Свечой, лучинкой)

Зачем человек придумал грузовую машину?

(Перевозить грузы)

Как это раньше делалось?

(Га телеге, на верблюде и т.д.)

 

Серия игр, обучающих детей сравнениям разнообразных систем.

 

«Чем мы с тобой похожи?» (С 4 лет)

Играющие загадывают каждый свой объект, а затем устанавливают между собой сходства. Например:

Р1 -  пчёлка

                         Р2 -  бутылочка с молоком

    Р3 - ножницы

   Р4  -  собачка

Обсуждение между детьми: Р1 – я- пчёлка. И мы с тобой ,ножницы , очень похожи. Я делаю больно человеку, как и ты, издаю звук как и ты, мои крылышки блестят на солнце как твои лезвия…

Р2 я- бутылочка с молоком. И мы с тобой, собачка, очень похожи. Ты такая же белая, как моё молоко. Я звеню так же звонко, как ты лаешь…

 

Рекомендации педагогу по поиску сходство объектов: любой объект имеет цвет, запах, вкус, ощущается на ощупь, состоит из частей, выполняет функции, у него есть среда обитания (место применения), обязательно есть прошлое, будет будущее.

«Теремок»

Цель: Учить детей находить похожести между объектами.

 В. Раскладывает на столе картинки и говорит:  Пойдут гулять те, кто постучится в мой теремок. Я сегодня кошка. Я пущу тебя на прогулку, если ты найдёшь (во 2младшей-5похожестей, в средней – 10, в старшей, подготовительной - 20)

Ребёнок берёт картинку с изображением утюга.

·       Издаёт звук;

·       Можно потрогать;

·       Можно понюхать;

·       Нельзя пробовать на вкус;

·       Приносит пользу (со ср.гр)

·       Может навредить

·       Имеет хвост

·       Теплоту

·       Цвет.

·       Состоит из частей;

·       Живёт в доме

·       Имеет прошлое

·       Имеет будущее

Лучше, если дети не слышат друг друга.

« Раз, два, три ко мне беги» (Для 3,5-4 лет)

Раздаются картинки всем играющим с изображением различных  объектов. Ведущий становится в другом конце зала и зовёт детей « Раз, два, три все, у кого есть крылья, ко мне беги». К педагогу подбегают дети с изображением самолёта, платья с крылышками. Ведущий спрашивает подбежавших детей, где у объекта есть крылья. Далее могут выбираться любые подсистемные  составляющие.

Например: «Раз, два, три – у кого есть круг (глаза, угол, нога,..) ко мне беги».

 

«Мои друзья»   (с 4лет )

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Затем поочерёдно берёт себе друзей, имеющих то свойство, которое называет педагог.

Например: Мои друзья – это то,  что умеет цвести (подходят к ведущему дети, взявшие на себя образ воды, цветка, радуги).

Примечание: данную игру можно использовать и при отработке функций объекта.

«Родня»

Цель: Учить детей находить общее свойство (материал – ткань, железо, стекло, дерево и.д.)

 

Например: Машина ищет свою родню (ножницы, ложка, напёрсток).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».