03.10.2023
Разъяснение по правилам перевозки детей-пассажиров в
легковых автомобилях
Пункт 22.9 ПДД
РФ в новой редакции гласит: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом
автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены
ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система
ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем
(устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей
в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине
грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности
либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна
осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств),
соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности,
а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских
удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в
легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем
(устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с
руководством по эксплуатации указанных систем (устройств)».
Таким образом,
на переднем сиденье автомобиля разрешено перевозить детей, не достигших
возраста 12 лет, только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих
их росту и весу.
Ребенка до 7 лет
можно перевозить только с использованием детских удерживающих устройств,
соответствующих его росту и весу, как на переднем сиденье, так и на заднем
сиденье автомобиля.
Детей от 7 до 12
лет на заднем сиденье автомобиля разрешено перевозить не только с
использованием детских удерживающих устройств, но и с использованием
трехточечного штатного ремня безопасности. В данном случае, при выборе
пассивных мер безопасности водитель обязательно должен учитывать вес и рост
ребенка.
В соответствии с
Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных
средств» (ТР ТС 018/2011), требования которого в России обязательны для
исполнения, штатный ремень безопасности, должен таким образом использоваться в
отношении ребенка, чтобы отсутствовала возможность соскальзывания диагональной
ветви ремня с плеча в результате смещения пассажира вперед или его подныривания
под ремень безопасности. Главное предназначение ремня безопасности – это
функция удержания тела пассажира или водителя в неподвижном состоянии при
резком торможении или столкновении. Эта функция должна выполняться и при
использовании его в отношении детей.
В том случае,
если комплекция тела ребенка не позволяет штатному ремню безопасности выполнять
эту функцию, необходимо использовать детское удерживающее устройство.
Что касается
детских удерживающих устройств, то теперь в ПДД четко регламентировано, что
установка в легковом автомобиле детских удерживающих систем (устройств) и
размещение в них детей должны осуществляться в строгом соответствии с
руководством по эксплуатации указанных систем (устройств). То есть, при
размещении удерживающего устройства и ребенка в нем, должна быть обеспечена
неподвижность в случаях резкого торможения или столкновения, как самого
детского удерживающего устройства, так и ребенка в нем.
В соответствии с
Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных
средств», детские удерживающие устройства являются «компонентами транспортных
средств» и подлежат обязательной сертификации на территории Российской
Федерации. Сертификат должен удостоверять, что детское удерживающее устройство
соответствует требованиям Правил Европейской экономической комиссии ООН № 44-04
(в общеевропейском обозначении – стандарт безопасности ЕСЕ R 44.04).
На
сертифицированном детском удерживающем устройстве обязательно будет табличка,
доступная для обозрения без вскрытия упаковки, подтверждающая его соответствие
стандарту безопасности.
Напомним, что
единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей,
находящихся в механических транспортных средствах содержатся в Государственном
стандарте Российской Федерации ГОСТР 41.44-2005, где детские удерживающие
устройства подразделяют на пять весовых групп:
1 группа 0
(group 0) — для детей массой менее 10 кг;
2 группа 0+
(group 0+) — для детей массой менее 13 кг;
3 группа I
(group I) — для детей массой 9-18 кг;
4 группа II
(group II) — для детей массой 15-25 кг;
5 группа III (group III) — для детей массой 22-36.
https://www.youtube.com/watch?v=BP9ifJNeyis
Адаптеры ремня безопасности не являются
детскими удерживающими устройствами!!!!
Адаптеры ремней
безопасности, - так называемые «направляющие лямки», которые ранее
позиционировались как детские удерживающие устройства и рекомендовались
производителями и продавцами для использования при перевозке детей в салонах
автомобилей, таковыми теперь не являются.
В настоящее
время, в соответствии с поправками к Правилам ООН, устанавливающим требования к
детским удерживающим устройствам, «направляющая лямка» рассматривается только
как составной элемент детской удерживающей системы и не может официально
утверждаться отдельно в качестве такой системы. Для российских органов по
сертификации больше нет никаких оснований для оформления сертификатов
соответствия таких адаптеров («направляющих лямок») в качестве детских
удерживающих устройств.
Вместе с тем, в
настоящее время в крупных торговых сетях, магазинах автозапчастей и на
онлайн-площадках продолжается реализация такой продукции под видом детских
удерживающих устройств. При этом производители и предприятия торговли,
предлагая такие адаптеры и «направляющие лямки», рекламируют их как простое и
удобное к применению детское удерживающее устройство, обеспечивающее
безопасность ребенку-пассажиру и разрешенное к использованию Госавтоинспекцией.
Все это вводит в заблуждение потребителей и представляет потенциальную угрозу
жизни и здоровью детей – пассажиров транспортных средств.
В случае
реализации «направляющих лямок» под видом детских удерживающих устройств
нарушаются требования Закона «О защите прав потребителей», в том числе право на
получение достоверной информации о товаре и право на безопасность товара.
Указание в маркировке «направляющих лямок» наименования «детское удерживающее
устройство» вводит потребителей в заблуждение относительно свойств данного
товара и возможностей его применения.
Госавтоинспекция
отмечает, что согласно проведенным испытаниям разного рода адаптеры ремней
безопасности и «направляющие лямки» не обеспечивают в должной мере защиту
ребенка в случае ДТП, поэтому родителям следует быть внимательными при выборе
средств пассивной безопасности для ребенка-пассажира в возрасте до 12 лет.
Взрослым участникам дорожного движения необходимо помнить, что перевозить
ребенка в машине можно только с использованием детского удерживающего
устройства, пристегнутым ремнями безопасности. При перевозке детей следует
соблюдать особые меры предосторожности и ни в коем случае не допускать
нарушений правил дорожного движения.
Полезные ссылки: