Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13» (далее – ДОО)
реализует адаптированную образовательную программу – образовательную программу,
адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей (далее
по тексту – АОП).
АОП сформирована
как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет
комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Компонентными
АОП являются рабочая программа по воспитанию, рабочая программа образовательной
деятельности, разработанная педагогами для детей, рабочая программа по
осуществлению квалифицированной коррекции нарушений развития ребенка с
ограниченными возможностями в здоровье, рабочая программа
психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста,
адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями в здоровье,
индивидуальные программы для детей проявляющие выдающиеся способности
АОП является
нормативно-управленческим документом образовательного учреждения,
характеризующим специфику содержания образования и особенности организации
образовательной деятельности, направленной на обеспечение полноценного развития
для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ):
- АОП ДО для
обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших,
перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
- АОП ДО для
обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и
косоглазием);
- АОП ДО для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР);
- АОП ДО для
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА);
- АОП ДО для
обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР);
- АОП ДО для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС);
- АОП ДО
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
- УО);
- АОП ДО для
обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), по
направлениям (образовательным областям): физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие и
художественно-эстетическое развитие, на основе учета возрастных и
индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей
воспитанников.
Структура
Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела -
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел
Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения
Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный
раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое
развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые
отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая
образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником;
характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к
другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей
работы).
Программа
определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких
как:
1. Предметная
деятельность.
2. Игровая
(сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3.
Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми).
4. Познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие
художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание
и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал;
- изобразительная
(рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная
(овладение основными движениями) форма активности ребенка.
Содержательный
раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей
работы:
1. Является
неотъемлемой частью федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных
групп комбинированной и компенсирующей направленности.
2. Обеспечивает
достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
3. Учитывает
особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с
ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа
обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся раннего
и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп
комбинированной и компенсирующей направленности.
Организационный
раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды, федеральный календарный план
воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных
праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы Организации.
Объем
обязательной части основной образовательной программы должен составлять не
менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более
40% от ее общего объема.
В соответствии с
Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом
региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в
часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.
Программа также
содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме
педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также
качества реализации основной образовательной программы Организации. Система
оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую
очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного
процесса.
Режим посещения
ребенком ДОО может определяться индивидуально (в пределах режима АОП
реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.
АОП учитывает
новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования:
1. Повышение
социального статуса дошкольного образования.
2. Обеспечение
государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного
дошкольного образования.
3. Обеспечение
государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе
единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
4. Сохранение
единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня
дошкольного образования, работы ДОО).
5. Программы для разных нозологических групп должны разрабатываться с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся указанных групп.